Программа ФЗ

Министерство образования Республики Беларусь
Научно-методическое учреждение
«Национальный институт образования»
Министерства образования Республики Беларусь
М. Б. Антипова
Программа
факультативных занятий по русскому языку
«ЯЗЫК РОДНОЙ, ДРУЖИ СО МНОЙ…»
(для II–IV классов общеобразовательных учреждений
с русским и белорусским языками обучения)
Минск 2010
Пояснительная записка
Целью факультативных занятий «Язык родной, дружи со мной…», как и всего курса русского языка на I ступени общего среднего образования в целом, является овладение русским языком как средством общения, формирование у учащихся умений и навыков, обеспечивающих свободное общение на русском языке в его устной и письменной формах. Для реализации данной цели у учащихся в первую очередь должны быть сформированы умения и навыки, связанные с правильностью речи, усвоением языковых норм русского языка (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических), а также коммуникативно-речевые умения и навыки, непосредственно отвечающие за процесс общения. Формирование вышеперечисленных умений и навыков относится к задачам базового курса русского языка в начальной школе. Факультативные занятия «Язык родной, дружи со мной…» направлены на актуализацию, дальнейшее развитие и совершенствование уже упомянутых знаний, умений и навыков учащихся, активизацию их мыслительной деятельности.
Задачи факультативных занятий:
– развитие интереса к изучению русского языка как части национальной культуры и как явления культуры;
– развитие мышления и речи;
– развитие и совершенствование языковых (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических) умений и навыков учащихся;
– обогащение речи учащихся лексическими средствами языка, разнообразными по экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям;
– предупреждение и преодоление интерференционных ошибок, вызванных несовпадением языковых фактов русского и белорусского языков на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях;
– развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся;
– развитие и совершенствование умений и навыков речевого общения и поведения;
– воспитание социально ориентированной личности, ответственной за собственную речевую культуру и речевое поведение.
Принципы отбора содержания программы:
– принцип научности, согласно которому языковой материал, отобранный в программу, соответствует теоретическим понятиям научной дисциплины «Русский язык»;
– принцип системности, в соответствии с которым перечень языковых сведений отбирается и подаётся в последовательности, отражающей суть данного раздела языка;
– принцип доступности, учитывающий возрастные особенности учащихся и уровень их языковой и речевой подготовки;
– принцип коммуникативности, ориентирующий на отбор языковых средств, способствующих развитию у учащихся умений свободно пользоваться языком в различных речевых ситуациях;
– принцип преемственности и перспективности со II ступенью общего среднего образования.
Подходы к организации факультативных занятий

Главным подходом к организации факультативных занятий является личностно-деятельностный подход, когда в центре внимания находится ученик с его интересами, потребностями, способностями.
Отношение к ученику как к субъекту учебной деятельности предполагает использование на факультативных занятиях способов организации и презентации содержания  обучения, которые развивают у школьников мотивацию учения, поддерживают познавательный интерес, стимулируют продуктивные виды речевой деятельности, способствуют эффективному овладению русским языком как средством общения и саморазвития.
К таким способам организации обучения в первую очередь относятся равнопартнёрское сотрудничество учителя и ученика в процессе учебной деятельности; коллективное взаимодействие учеников, при котором школьники активно общаются друг с другом; систематическая рефлексия учащимися опыта своего коммуникативного поведения и общения.
В качестве форм и методов презентации учебного материала предлагается широко использовать такие виды, как слушание, чтение и пересказ высокохудожественных текстов; речевые разминки; дидактические словесные и ролевые игры; разыгрывание и анализ ситуативных диалогов и ситуаций общения; коллективное сочинение скороговорок, сказок, загадок, подбор рифм; импровизации на заданную тему; заучивание наизусть скороговорок, загадок и т.д., а также привлекать зрительную, слуховую, аудиовизуальную, мультимедийную наглядность, способствующую активизации произвольного и непроизвольного запоминания.
Содержание программы «Язык родной, дружи со мной…»

Основными содержательными линиями программы являются три факультатива: «Тайны звуков и букв» – ІІ класс, «В мире слов» – ІІІ класс, «Культура речевого общения и поведения» – IV класс, объединённые общностью решаемых задач и культурологической направленностью содержания языкового материала.
Факультативные занятия «Тайны звуков и букв» рекомендуется для ІІ класса. На уроках русского языка во ІІ классе при изучении темы «Звуки и буквы» учащиеся познакомились со многими явлениями русской фонетики и графики: со звуковым строем русского языка, смыслоразличительной ролью звуков (букв), узнали о неоднозначных взаимоотношениях между звуками речи и буквами письма; о гласных и согласных звуках; о слоге и слогообразующем характере гласных звуков; об ударных и безударных гласных звуках, о твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуках и т.д. Однако психологические особенности процесса усвоения знаний, формирования слухо-произносительных навыков, лежащих в основе всех видов речевой деятельности, таковы, что даже правильно сформированные навыки требуют постоянного подкрепления, без тренировок они угасают. Поэтому на факультативных занятиях в занимательной форме организуется дальнейшая работа по развитию у учащихся интереса к звуковой стороне языка, осознания значимости фонетических знаний, умений и навыков для формирования правописных навыков и культуры устной и письменной речи; предлагаются задания, которые направлены на развитие и совершенствование фонематического слуха учащихся, навыков русского литературного произношенияязыкового чутья, на воспитание внимания к собственной и чужой речи.
Большое значение в эффективности факультативных занятий играет эмоциональный фактор, поэтому применяемые на занятиях методы и приёмы усвоения материала в обязательном порядке должны включать элементы игры, творчества, самостоятельного поиска. По словам известного русского учёного-лингвиста и методиста А. М. Пешковского, «нигде игра не сливается так близко с делом и трудом, как именно в фонетике. Нигде опять-таки эта игра не превращается с такой лёгкостью в серьёзное, развивающее мыслительный аппарат дело, как в фонетике» (Методическое приложение к книге «Наш язык» (вып. I и II). М.: ГИЗ, 1923, с. 12).
Факультативные занятия «В мире слов» для ІІІ класса являются продолжением факультатива «Тайны звуков и букв».
Звуки, по образному выражению Д. Кугультинова, «не больше, чем одежда», у каждого же из слов «душа своя». На уроках русского языка учащиеся познакомились со словом как носителем смысла, имени предмета, основной единице языка, имеющей определённую словообразовательную структуру, узнали о многогранных лексических связях и отношениях между словами. Продолжая и развивая данную тему, на факультативных занятиях «В мире слов» в качестве основной ставится задача воспитания у учащихся вкуса к слову, стремления думать над словом, за каждым новым усвоенным словом видеть понятие, передающее в слове лингвокультурное содержание окружающего мира.
Факультативные занятия «Культура речевого общения и поведения» рекомендуются для проведения в IV классе. Их главная задача — помочь учащимся осмыслить собственную речевую практику и повысить культуру речевого общения.
Как известно, речевое общение — это речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) по решению задач социальной связи. Речевое общение возможно, если участники общения используют языковые средства и нормы общения, которые понятны и принимаются ими. Выбор языковых средств в речевом общении обусловлен такими внеязыковыми факторами, как адресат, тема, сфера общения. Под нормами общения подразумевают установленные в обществе правила речевого и неречевого поведения, которые призваны регулировать внешние проявления человеческих отношений.
Правила речевого поведения, или речевой этикет, включают в себя формы обращения, приветствия, прощания, извинения, просьбы, благодарности, согласия, несогласия, возражения и т.д. В процессе усвоения этикетных норм учащиеся знакомятся с правилами вежливого общения, этикетным диалогом, способами выражения приветствия, прощания, благодарности; правилами для слушающего, для участвующих в диалоге.
Правила неречевого поведения связаны с использованием в общении невербальных средств общения, таких как интонация, логическое ударение, ритм, паузы, громкость, тембр речи, мимика, жесты, выражение глаз, телодвижения и др. Невербальные средства играют большую вспомогательную роль в общении, сопровождая и дополняя речь. Они помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как отношение к собеседнику, эмоциональное состояние человека. Общение между людьми всегда связано с мотивами, целями, задачами. Мотивы выполняют функцию регулирования и поддержки деятельности общения.
На факультативных занятиях предусмотрено использование рабочих тетрадей, в которых учащиеся будут выполнять отдельные задания, творческие работы и т.д.


II класс
Тайны звуков и букв (17 ч)

2 ч. Путешествие в страну Звуков и Букв. Звуки и буквы – чудо из чудес. Слово — одежда всех фактов, а звук — одежда слова… (М. Горький).
1 ч. Знаки для звуков — буквы. Звуки — оболочки слов, не обладающие сами по себе значением. Оттенков множество в себе тая, звучание не больше, чем одёжа… (Д. Кугультинов).
3 ч. Буквы всякие важны, буквы всякие нужны. Обиженная буква. Весёлая буква ходит фертом. Два родных брата — мягкий знак и твёрдый знак. Алфавит.
2 ч. Буквы своих звуков и буквы не своих звуков. Буква заблудилась. Хитрый звук играет в прятки.
1 ч. Мелодичность и благозвучие русской речи. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг… (Н. В. Гоголь).
2 ч. Богатство фонетических средств русского языка. Звукопись. Скороговорки. Скороговорки. Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд… (К. Паустовский).
2 ч. «Колдовство» букв. Учимся разгадывать и составлять метаграммы, анаграммы, кроссворды, ребусы.
2 ч. Ударение – «пульс» в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Определяем «пульс» слова с помощью словаря. Правильно произносим и обозначаем на письме ударные и безударные гласные. Чтобы решить орфографический вопрос, надо сперва решить орфоэпический (Л. В. Щерба).
1 ч. Интонационное богатство и выразительность устного слова: громкость, темп, тембр, тон, логическое ударение, пауза. Красота звука нужна не только скрипке, но и человеческому голосу (В. Яхонтов).
1 ч. Рифма. Игры в рифмы Подбор рифм к отдельным словам. Составление стихотворных текстов по заданным и придуманным рифмам.


ІІІ класс
В мире слов (17 ч)

1 ч. Как рождаются слова. Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во Вселенной (С. Маршак). Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжёлое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы (К. Паустовский).
1 ч. Заимствованные слова. Слова-пришельцы. Все народы меняются словами и занимают их друг у друга (В. Г. Белинский).
1 ч. Почему «умирают» слова. В музее истории слов.
1 ч. В поисках нужного слова. От одного слова да вечная ссора (пословица). Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убеждались с вами (М. Лисянский).
1 ч. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления: просторечные слова, диалектизмы, слова-паразиты. Белорусизмы в русской речи.
1 ч. Значения имён. Что в имени тебе моёмИмя у тебя одно, навсегда оно дано. Жизнь длинна, и оттого ты побереги его (Р. Сеф).
2 ч. О словах разнообразных, одинаковых и разных: слова-близнецы (омонимы), слова-друзья (синонимы), слова-противники (антонимы), слова многозначные, слова с прямым и слова с переносным значением. Подбор синонимов к многозначным словам. Разгадывание и составление кроссвордов.
2 ч. Все растёт из корня. Слова однокоренные. Рисуем дерево из однокоренных слов.
1 ч. Словообразование как источник пополнения словаря. Как живут и работают приставки.
1 ч. Суффиксы ласкательные, уважительные, пренебрежительные. Лексические средства выразительности речи: сравнение, олицетворение.
2 ч. Словари — кладовые слов, наши помощники. Хромое слово — хромая речь (пословица). Охотней с каждым днёмгляжу в словарь… (С. Маршак). Слово остаётся и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной (С. М. Пришвин).
1 ч. Слово в пословицах. Красна речь пословицей.
2 ч. В стране крылатых слов, фразеологизмов.


IV класс
Культура речевого общения и поведения (17 ч)

1 ч. Роль человеческого общения в жизни человека. Слушание, говорение, чтение, письмо — виды речевого общения людей. Условия успешности речевого общения: наличие партнёров, предмета речи, умение точно формулировать мысль, владение языковыми средствами, владение принятыми в обществе нормами этикета.
2 ч. Речевая ситуация, её компоненты: где говорим? (в официальной или неофициальной обстановке); с кем говорим? (с одним человеком или со многими людьми); с какой целью говорим? (общение, сообщение, воздействие). Адресат речи. Отбор языковых средств в соответствии с речевой ситуацией.
2 ч. Особенности устной речи. Языковые и неязыковые средства, специфические для устной речи: интонация, громкость, темп, тон, жесты, мимика, логическое ударение, возможность повторения слов, предложений. Зависимость тона речи от того, как говорящий относится к предмету речи и какое отношение к предмету речи он хочет вызвать у слушателей. Грустный, весёлый, злой, добрый, ласковый, шутливый, печальный, радостный, насмешливый тон речи. Наблюдения над изменением смысла одного и того же текста в зависимости от смены тона речи.
2 ч. Диалог. Особенности диалога: зависимость от ситуации, неподготовленность речи, наличие реплик. Анализ речевых задач реплик диалога: утверждение, отрицание, просьба, совет, сообщение. Правила речевого поведения при диалоге. Культура задавания вопросов, выражения просьб. Чтение диалогов (со знаками препинания в конце предложений, без знаков препинания) с соблюдением соответствующей интонации; разыгрывание ситуативных диалогов. Оценивание диалогов с точки зрения соответствия ситуации общения, требований культуры речи и речевого поведения.
2 ч. Речевой этикет. Основные правила и приёмы эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях общения: как надо? как принято? как лучше? Уместность использования этикетных выражений извинения, благодарности, просьбы, приглашения, обращения, приветствия, поздравления, пожелания.
3 ч. Монолог. Особенности монолога: подготовленность речи, планирование его содержания (тема, границы темы, основная мысль, заголовок, композиция содержания, отбор языковых средств). Целенаправленный анализ текстов-монологов с точки зрения его составляющих: тема, основная мысль, структура. Воспроизведение текстов-монологов по данному плану. Домысливание текстов-монологов по данным структурным частям: по началу, средней части, концовке. Озаглавливание структурных частей. План текста как система заголовков его структурных частей. Прогнозирование общего содержания текстов по данным заголовкам. Создание текстов-монологов (по серии картинок, по наблюдениям, на заданную тему и т.д.). Анализ составленных текстов с точки зрения содержания, композиции, языковых средств.
2 ч. Влияние речи на поступки людей. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь (пословица). Каждый должен знать, что, где, кому и как сказать. Умей тактично возражать, но ещё большего такта требуется от тебя в умении слушать возражения старших (В. А. Сухомлинский).
1 ч. Устное и письменное приглашение. Коллективное составление и с точки зрения содержания, композиции, языковых средств.
1 ч. Устное и письменное поздравление. Коллективное составление и анализ с точки зрения содержания, композиции, языковых средств.
1 ч. Утренник «Язык родной — друг мой».

Ожидаемые результаты:
– повышение интереса к изучению русского языка;
– повышение качества произносительных, акцентологических, орфографических умений и навыков;
– расширение собственного словарного запаса учащихся;
– закрепление умения учиться — добывать необходимую информацию, пользуясь различными словарями;
– повышение культуры речевого общения и поведения.

Список рекомендуемой литературы
Для учителя
1. Агапова, И. А. Головоломки, шарады, ребусы на уроках и во внеурочное время / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. — Волгоград : Учитель, 2009. — 343 с.
2. Антипова, М. Б. Русский язык : учебное пособие по развитию речи. (Мультимедийный ресурс) / М. Б. Антипова // Пачатковая школа. — 2008. — № 2. — Приложение 2.
3. Александрович, Н. Ф. Занимательная грамматика / Н. Ф. Александрович. — Минск : Государственное учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения БССР, 1963. — 233 с.
5. Волина, В. В. Игры в рифмы / В. В. Волина. — Санкт-Петербург : Дидактика Плюс, 1997. — 224 с.: ил.
6. Волина, В. В. Учимся играя / В. В. Волина. — М. : Новая школа, 1994. — 448 с.
7. Иванова, В. А. Занимательно о русском языке : пособие для учителя / В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. — Л. : Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1990. — 255с.: ил.
8. Львова, С. И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка : пособие для учителя / С. И. Львова. — 2-е изд. — М. : Русское слово – РС, 2001. — 126 с.
9. Синицын, В. А. Путь к слову. Из записок учителя : пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / В. А. Синицын. — М. : Столетие, 1995. — 346 с.
10. Шанский, Н. М. В мире слов : Книга для учителя / Н. М. Шанский. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1985. — 255 с.
Для учащихся
1. Волина, В. В. Весёлая грамматика. Русский язык: Фонетика и графика / авт.-сост. В. В. Волина. — М. : Дрофа, 2001. — 80 с.: ил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий